Щелково - 4 состоял из 2-х посёлков: I Первомайский и II Первомайский.
На месте этих двух поселков до 26 сентября 1937 года находилась деревня Жарково. Просуществовав, может быть, века, деревня исчезла с лица
земли. Причиной этому стала авиакатастрофа. В тот день летчикам П.М. Стефановскому и В.Е. Дацко предстоял испытательный полет на учебном
бомбардировщике СБ. Однако произошло неожиданное: вскоре после отрыва от земли выключились оба двигателя и машина рухнула на один из
деревенских домов.
В I Первомайском поселке многоэтажных домов не было. 22 барака, в которых каждая семья занимала отдельную
комнату, дома на 1 - 2 семьи, дома на 4 семьи. Во время войны немецкие военнопленные построили два 2-х этажных блочных дома, они среди
бараков смотрелись как великаны. II Первомайский поселок состоял из частных домов, расположенных в лесу на месте домов с литерой "а".
Возле домов были разбиты палисадники, сажались цветы и деревья силами жителей. Вообще посёлок был чист и
зелен. Было много садов с плодовыми деревьями: яблонями, грушами, сливами, вишнями.
Детский сад, ясли, санчасть, магазин находились в бараках. В одном из бараков (расширенный барак на месте
действующей школы) был клуб, где показывали кинофильмы. Вечером молодежь веселилась на танцах. Спортивная площадка с футбольным
полем летом и катком зимой находилась примерно там, где сейчас находится торговый центр. Там же была летняя танцевальная площадка.
У платформы Бахчиванджи (ранее 41-ый км) был переезд через железнодорожную линию. За линией (напротив
действующей школы) находилась старая деревянная школа.
Железнодорожная линия была построена в 1929 году. Электрифицированная железнодорожная ветвь до Монино
начала действовать только в 1936 году. Электрички ходили до станции Монино по одноколейке, расходились на станции Чкаловская.
Платформу 41-ый км открыли в 1956 г, а в 1987 г. переименовали в Бахчиванджи.
Поселок и станцию назвали в честь Григория Яковлевича Бахчиванджи (20.11.1909 – 27.03.1943 гг.) жил в одном из
домов этого посёлка. Он вошёл в историю тем, что поднял в воздух и испытывал первый реактивный самолёт БИ-1.
Первый полёт БИ-1 состоялся 1 мая 1942 года. Ему предшествовала огромнейшая подготовительная работа. Бахчиванджи предстоял полёт,
которого ещё не знала мировая авиация. Никто не мог предвидеть, как он окончится. Но самолёт-ракета уверенно чертил кривую в воздухе и
приземлился у посадочного знака. Надежды Григория Яковлевича оправдались, его восторгу не было предела. Так состоялся первый в мире
полёт реактивного самолёта-ракеты. Но в седьмом полёте, проходившем 27 марта 1943 года, случилось непредвиденное. Кончилось топливо,
заглох двигатель, и самолёт врезался в землю. Так погиб пионер ракетной авиации, бесстрашный воздушный воин Григорий Яковлевич
Бахчиванджи.
|