Назад

История п. Бахчиванджи (Щелково-4)

Главная

Щелково - 4 состоял из 2-х посёлков: I Первомайский и II Первомайский.

На месте этих двух поселков до 26 сентября 1937 года находилась деревня Жарково. Просуществовав, может быть, века, деревня исчезла с лица земли. Причиной этому стала авиакатастрофа. В тот день летчикам П.М. Стефановскому и В.Е. Дацко предстоял испытательный полет на учебном бомбардировщике СБ. Однако произошло неожиданное: вскоре после отрыва от земли выключились оба двигателя и машина рухнула на один из деревенских домов.

В I Первомайском поселке многоэтажных домов не было. 22 барака, в которых каждая семья занимала отдельную комнату, дома на 1 - 2 семьи, дома на 4 семьи. Во время войны немецкие военнопленные построили два 2-х этажных блочных дома, они среди бараков смотрелись как великаны.
II Первомайский поселок состоял из частных домов, расположенных в лесу на месте домов с литерой "а".

Возле домов были разбиты палисадники, сажались цветы и деревья силами жителей. Вообще посёлок был чист и зелен. Было много садов с плодовыми деревьями: яблонями, грушами, сливами, вишнями.

Детский сад, ясли, санчасть, магазин находились в бараках. В одном из бараков (расширенный барак на месте действующей школы) был клуб, где показывали кинофильмы. Вечером молодежь веселилась на танцах.
Спортивная площадка с футбольным полем летом и катком зимой находилась примерно там, где сейчас находится торговый центр. Там же была летняя танцевальная площадка.

У платформы Бахчиванджи (ранее 41-ый км) был переезд через железнодорожную линию. За линией (напротив действующей школы) находилась старая деревянная школа.

Железнодорожная линия была построена в 1929 году. Электрифицированная железнодорожная ветвь до Монино начала действовать только в 1936 году. Электрички ходили до станции Монино по одноколейке, расходились на станции Чкаловская. Платформу 41-ый км открыли в 1956 г, а в 1987 г. переименовали в Бахчиванджи.

Поселок и станцию назвали в честь Григория Яковлевича Бахчиванджи (20.11.1909 – 27.03.1943 гг.) жил в одном из домов этого посёлка. Он вошёл в историю тем, что поднял в воздух и испытывал первый реактивный самолёт БИ-1.
Первый полёт БИ-1 состоялся 1 мая 1942 года. Ему предшествовала огромнейшая подготовительная работа. Бахчиванджи предстоял полёт, которого ещё не знала мировая авиация. Никто не мог предвидеть, как он окончится. Но самолёт-ракета уверенно чертил кривую в воздухе и приземлился у посадочного знака. Надежды Григория Яковлевича оправдались, его восторгу не было предела. Так состоялся первый в мире полёт реактивного самолёта-ракеты. Но в седьмом полёте, проходившем 27 марта 1943 года, случилось непредвиденное. Кончилось топливо, заглох двигатель, и самолёт врезался в землю. Так погиб пионер ракетной авиации, бесстрашный воздушный воин Григорий Яковлевич Бахчиванджи.